Саваслейка

Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: WELWL  
Форум » Сейма » Школа номер 49 г. Володарска » История 2 - го ЗИАП (авиаполка) (Данное сообщение размещалось Татьяной Кустовой)
История 2 - го ЗИАП (авиаполка)
Владимир СамородницкийДата: Пятница, 15.03.2013, 16:25 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 43
На основании директивы Военного Совета Московского военного округа №9933 от 24 января 1940 года и указаний Командующего ВВС МВО от 9 июня 1940г. за №30297 на станции Сейма был сформирован 166 резервный авиационный истребительный полк. Командиром назначен майор Семенов.
   На вооружении полка  стояли самолеты «И-БИС»  и новые по тому времени истребители «И-16».
   30 июля 1941 года 166 резервный истребительный полк был переформирован во 2-ой запасной истребительный авиационный полк. Переформирование проводил майор Орляхин Семен Иванович. В первые дни войны Орляхин С.И. летит на фронт. Бесстрашный и решительный летчик становится командиром 171 истребительного авиационного полка.  
   Перед полком были поставлены следующие задачи:
1.   на основе боевого опыта соединений частей и подразделений ВВСКА переучивать, комплектовать маршевые полки и готовить одиночных летчиков, воспитывать из них умелых, дисциплинированных, до конца преданных Родине мастеров воздушного боя;
2.   готовить кадры инженерно-технического состава, способных обеспечить грамотную эксплуатацию современной техники;
3.   готовить кадры запасного полка, способные по-боевому обучать молодой летный состав маршевых полков и одиночных летчиков переменного состава;
4.   обеспечить перегонку боевых самолетов-истребителей на аэродромы полков, частей действующей Армии, а также частей внутренних округов.
   Решая нелегкие задачи подготовки кадров авиации для фронта в период с октября по декабрь 1941 года летный состав 2-го ЗАП принимает участие в отражении налетов фашистской авиации на Г.Горький. Город был надежно прикрыт с воздуха.
   Большим авторитетом пользовался среди личного состава 2-ЗАП и прибывших на формирование и переучивание полковник Акуленко Прокопий Семенович – командир ЗАП. Участвовал в боях за Испанию. За успешные боевые действия в Испании он был награжден тремя орденами Красного Знамени. Летал он смело и грамотно. В нем был заложен природный талант летчика-инструктора, он буквально с первого полета точно определял сильные и слабые стороны молодого летчика. Реакция на любые сложные ситуации была мгновенной и всегда удивительно правильной. Умело подбирал он летчиков-инструкторов и воспитывал их. Внешне он казался грубым и жестоким, но на самом деле это был удивительно добрый и справедливый человек. Весь он был предан Родине.
   Все офицеры и техники полка работали с полным напряжением сил, образцово выполняя все задания, используя опыт фронтовых летчиков. 1942 год для авиаторов 2-ЗАП замечателен тем, что стал годом освоения нового отечественного истребителя 
«ЛА-5».
   В то время в полку было 3 авиационный эскадрилий. Количество новых самолетов в каждой из них доходило до 150.
   Требовалось немало труда, чтобы содержать каждый из них в полной боевой готовности. Каждая эскадрилья в годы войны готовила по 15 – 20 летчиков в месяц. Нагрузка на летно-инструкторский состав была до 30 и более полетов в день. Летчики 2-ЗИАП нередко вылетали на фронт и там учились громить врага. За боевые подвиги летчики 2-ЗАП не раз награждались орденами и медалями Родины.
   Летный состав ЗАП, несмотря на все трудности военного лихолетья, успешно выполнял поставленные задачи. Полеты шли днем и ночью. Особенно напряженной была работа инженерно-технического состава и механиков. На них лежала вся ответственность за подготовку самолетов к полетам. Механики буквально не отходили от самолетов, пока не будут выполнены задачи летного дня и ночи. Все неисправности устранялись немедленно. На каждого механика приходилось по 10 – 15 машин. Но срыва полетов не было. Требовалось в сжатые сроки готовить летчиков, механиков и материальную часть для боевой работы на фронтах. Во истину требовался титанический труд, чтобы содержать массу техники в полной боевой готовности.             
   Особо важной задачей 1944 года было освоение нового истребителя «ЛА - 7». Самолет был освоен в предельно сжатые сроки. За год были подготовлены на «ЛА - 7» 106 летчиков и техсостав Таманской дивизии, 40 летчиков 156-го авиационного полка и 27 летчиков 330-го авиаполка. Всего за год было подготовлено 199 летчиков по курсу «Военной подготовки истребительной авиации» и 73 летчика по первому разряду программы. Перегнано на фронт 1820 боевых самолетов, из них 309 – летным составом полка.
   Радостная весть о Великой Победе Советского народа и Вооруженных сил пришла к личному составу 2 краснознаменного запасного авиационного полка утром 9 мая.
   Авиаторам 2-ЗИАП было доверено выполнение важного и ответственного задания: на самолетах ЛА-7 принять участие в воздушном параде в честь Великой Победы 24 июля 1945 года.
   Подготовкой к параду руководил подполковник Акуленко П.С., он же был назначен ведущим группы истребителей.
   Но сплошной дождь в день Парада Победы помешал авиаторам пройти парадным строем над древней Красной Площадью. Полным парадным строем они продемонстрировали высокое летное мастерство 18 августа 1945 года в День Воздушного Флота СССР.
   На основании приказа командующего ВВО Горьковского округа №039 от 29 декабря 1945 г. 2 ЗИАП был переформирован в отдельный учебно-тренировочный авиационный Краснознаменный полк в составе 3 авиационных эскадрилий.
   Полк получил основное задание – освоение новой реактивной техники и переучивание на нее авиаторов ВВС Советской Армии.
   Летчики 2 Краснознаменного авиаполка первыми в истории авиации освоили реактивный самолет-истребитель, совершили первый в истории ВВС перелет на реактивных самолетах по маршруту Москва – Горький.
   По решению высшего военного командования в начале 1950-х годов Краснознаменный учебный центр ВВС был переведен в Саваслейку.
Георгий ЛысенкоДата: Четверг, 31.10.2013, 22:24 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Добрый день!
Вы не подскажите информацию по поводу базирования примерно в 1944 году на аэродроме Сейма авиационных мастерских в.ч 30009 которые перебазировались в апреле 1944 года из Кубинки ( Старый городок ).
С уважением Георгий.
Прошу писать на : georgii-lysenko@yandex.ru
AlexanderДата: Пятница, 01.11.2013, 10:28 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 15
Добрый день, Георгий, передам ваш вопрос Владимиру Самородницкому.
Сергей СидоровДата: Среда, 27.05.2015, 07:56 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Добрый день.

В период с 1 по 13 июня 1944 года в 2-ЗАП в районе Сеймы переучивался на ЛА-5 163-й гвардейский истребительный авиаполк (163 гиап). Среди летчиков был и мой дед - Герой Советского Союза Кулагин Андрей Михайлович.
Очень интересует любая информация этого периода - документы, фотографии и пр.
Есть возможность помочь?

С уважением, Сергей.
почта - sidsv@ya.ru
Владимир СамородницкийДата: Пятница, 06.11.2015, 00:10 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 43
kremlrussia, Доброго времени суток, Сергей !

Эта информация мне сообщена Ветераном Сеймы - Саваслейки лёчиком - испытателем Гнатенко Владимиром Игнатьевичем (Кременчуг) 11 ноября 2015 г при разговоре по скайпу:
"В период последних военных лет и далее в Сейме-Саваслейке служили Герои: Лавриненко (дважды Герой), Шевевёв Фёдор Павлович (командир полка, переведён  был из Сеймы в Бряск), Березуцкий Иван Фёдорович (далее служил в Саваслейке),   Пчелинцев Владимир, Маркелов Владимир, в Саваслейке - Кочетков, ... , а Кулагин А.М. в послевоенные годы в Сейме и Саваслейке не служил".
Форум » Сейма » Школа номер 49 г. Володарска » История 2 - го ЗИАП (авиаполка) (Данное сообщение размещалось Татьяной Кустовой)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: